Генпрокуратура РФ распорядилась остановить эксплуатацию первого собранного в краевом центре троллейбуса, а выделенные на закупку остальных кузовов для сборки 140 млн рублей были заморожены.
По данным прокуратуры, администрация Краснодара прекратила сотрудничество с сертифицированными производителями троллейбусов и начала собственную сборку машин. В 2019 году один из трех официальных российских производителей троллейбусов — вологодское предприятие «Транс-Альфа» — поставило по контракту в столицу Кубани 12 троллейбусов за 147,6 млн рублей — по цене более 12 млн за единицу. В 2020 году в Краснодаре собирались закупить у того же завода еще 21 троллейбус. Всего в 2020 году на обновление городского электротранспорта Краснодара было выделено 500 млн рублей в виде субсидии из краевого бюджета.
Однако контракты на поставку троллейбусов в 2020 году подписаны не были, а в январе 2021 года мэрия Краснодара объявила, что подписала трехстороннее соглашение с КТТУ и производителем «Алькор» по наладке крупноузловой сборки троллейбусов. У «Алькора» закупали кузов и запчасти, из которых на базе КТТУ собирали троллейбус новой модели. Это назвали капитально-восстановительным ремонтом старых троллейбусов модели «ЗиУ». По словам представителей КТТУ, получалась новая машина, а ее стоимость составляла около 14-16 млн рублей. Один троллейбус за 14,9 млн рублей из поставленных «Алькором» комплектующих был собран и в июне этого года вышел на маршрут.
«Такой же аналог будет стоить 24 млн рублей и выше. А если брать троллейбусы с увеличенным автономным ходом, то там стоимость возрастает до 30 млн рублей. Сейчас аналогов подобной машины в России нет», — ранее заявил на брифинге замглавы мэрии Артем Доронин.
Было решено закупить у «Алькора» еще десять кузовов уже за 140 млн рублей с тем, чтобы продолжить сборку.
По распоряжению первого замгенпрокурора Александра Буксмана по фактам закупок и сборки краснодарских троллейбусов были проведены проверки. По мнению прокуратуры, собранный в Краснодаре из деталей «Алькора» троллейбус не имеет необходимой для эксплуатации документации, одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое выдается производителям после множества испытаний. Проверка также установила, что комплектующие «Алькор» не соответствуют существующим требованиям. Необходимого разрешения от официального производителя машины на капитальный ремонт КТТУ не получало.
Прокуратура направила собранные материалы в МВД и СКР для проведения доследованных проверок. Эксплуатацию собранного троллейбуса запретили, его передали для экспертизы безопасности и качества в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт. Заморожены также на счетах 140 млн рублей, которые предназначались для покупки еще десяти кузовов у «Алькора».
В Москве возбудили уголовное дело о незаконном создании «Алькора» ранее судимым лицом, а в Краснодаре ведется проверка по факту возможного мошенничества, подделки документов и незаконном использовании средств индивидуализации товаров. Следователи СКР проверяют, не проявили ли краснодарские чиновники халатность и нецелевое использование бюджетных средств при закупке кузовов и запчастей, пишет «Коммерсантъ».