За церемонией окончания стройки наблюдали Путин и Эрдоган.
«Газпром» достроил подводную часть газопровода «Турецкий поток» — две нитки общей протяженностью 1820 км проходят по дну Черного моря из России в Турцию. За церемонией завершения стройки в режиме телеконференции из Стамбула наблюдали президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер участвовал в церемонии по телемосту с борта судна-трубоукладчика Pioneering Spirit. «Труба “Турецкого потока” с замыкающим стыком спущена в акваторию Черного моря», — объявил Миллер.
Для начала поставок по газопроводу остается достроить на турецком берегу принимающую компрессорную станцию и закончить наземную часть трубопровода в Турции, эти работы «идут в соответствии с графиком», указывал на прошлой неделе «Газпром». Ввести «Турецкий поток» в эксплуатацию планируется в конце 2019 г.
«Турецкий поток» — один из двух экспортных мегапроектов «Газпрома», ориентированных на европейский рынок. Второй — «Северный поток — 2» мощностью 55 млрд куб. м пройдет по дну Балтийского моря из России в Германию. А черноморская труба ориентирована в первую очередь на страны Южной и Юго-Восточной Европы.
Этот газопровод — наследник «Южного потока», который «Газпром» даже начал строить, но в 2014 г. остановил строительство из-за выхода Болгарии из проекта.
Первая нитка «Турецкого потока» предназначена для снабжения внутреннего рынка самой Турции. Вторая, транзитная, должна пройти в страны Южной и Юго-Восточной Европы. «Рассматриваются два варианта продолжения газопровода по территории Турции для поставок газа в Евросоюз — до границы с Болгарией и Грецией», — говорил представитель «Газпрома». Наиболее вероятный вариант маршрута — Болгария — Сербия — Венгрия — Австрия, считают эксперты. Поставки по первой нитке трубопровода смогут заместить те, что сейчас идут через Украину и Болгарию.
«Любой новый проект необходимо оценивать с учетом уже понесенных затрат — они не должны учитываться в новой себестоимости транспортировки, так как вернуть их не удастся в любом случае, — отмечал аналитик энергетического центра “Сколково” Александр Собко. — В данном случае таких расходов много: уже был построен сухопутный коридор по России, закуплены трубы для морской части. С учетом этих расходов, которые уже в любом случае понесены, транспортировка по новому маршруту окажется дешевле украинского коридора».