Студенческие дипломные работы в вузах могут начать массово проверять с помощью антиплагиата.
Как заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, это «очень хороший показатель, который предложили коллеги из Рособрнадзора».
— Мы же с диссертациями это умеем делать, давайте и с дипломами сделаем. Доля несамостоятельно написанных работ сразу покажет, насколько серьезно университет работает со своими студентами, — подчеркнул он.
— Ведущие вузы самостоятельно устанавливают системы антиплагиата и обязывают студентов «прогонять» через них не только дипломные работы, но и курсовые. С каждым годом такие системы становятся все более совершенными: точно показывают, откуда был взят тот или иной отрывок, подсчитывают процент цитирования. По итогам проверки студент получает справку. Она же отправляется в учебную часть и научному руководителю. Такая практика есть не только в Москве, но и, например, в Томске, Новосибирске, других городах, — говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — В Высшей школе экономики дипломная работа допускается до защиты только при условии, что 85 процентов текста оригинальные. Даже доля самоцитирования — то есть дублирования своей же статьи — не должна превышать 30 процентов. Были прецеденты, когда списанные работы до защиты не допускались. Однако такие жесткие правила действуют далеко не во всех вузах.
Эксперты уверены: если получение госаккредитации будет зависеть в том числе и от качества дипломов, вуз будет тщательнее следить за самостоятельной работой студентов.
Вопрос только в том, как все организовать. Подключить всех к единой системе антиплагиата? Или пусть каждый университет использует собственную? Кто будет платить? Дискуссия продолжается… Есть еще момент: сейчас вузы не обязаны выкладывать выпускные работы студентов в открытый доступ. Это может стать проблемой.
При этом антиплагиат — далеко не единственный критерий, по которому предлагается оценивать качество высшего образования. В Рособрнадзоре рассказали, что ведомство поддерживает желание профессионального сообщества совершенствовать модель государственной аккредитации. Однако любой новый подход к ней должен обеспечивать равенство всех вузов перед законом.